Щебзаводской детский сад, Беловский район

Консультация "Создание предметно - развивающей среді в ДОУ"

Организация предметно-­развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

 

Как известно, развитие ребёнка происходит в содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками,на собственном опыте приобретает знания.

Организованная предметно-развивающая среда в ДОУ (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения были разработаны требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Утвержденный проект ФГОС дошкольного образования также предъявляет ряд требований к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.  

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ и ФГОС должна осуществляться по видам детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, элементарно-трудовой, изобразительной.

Функции образовательной среды ДОУ:

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Информационная функция обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Функция сохранения психологического здоровья

Воспитывающая функция.

Развивающая функция среды является ведущей. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГТ:

Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки). Каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.  Привлечение воспитанников к совместному изменению предметно – развивающей среды провоцирует развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Обязательным в оборудовании являются: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности представляет  возможность изменения среды. В игровых комнатах каждой возрастной группы должны быть:

· сборно-разборная мебель;

· игрушечная мебель;

· емкости для хранения игрушек;

· игрушки;

· мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон.

· Использование игрового спортивного оборудования;

· Использование игровых столов сложной конфигурации;

· Мебель-трансформер;

· Использование вертикальных разделителей;

· Кукольный театр;

· Костюмерная;

· Игрушки-заменители.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам. Важно иметь большое количество «подручных» материалов, которые творчески используются для решения различных игровых проблем (проволока, ленточки, пуговички и т.п.)

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов предполагает эстетичное оформление группы: картины, скульптура.  Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков  проявлять свои склонности в соответствии с принятыми обществе нормами. Следует включать материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам:  детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалыи оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Варианты построения развивающей среды

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2. Использование помещений спальни и раздевалки.

Создавая предметно-развивающую необходимо помнить правила: 
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса.

 2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

 3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

 5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной  деятельности.

 6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы

 7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 

8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 

9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

· игровых зон;

· зон уединения;

· современных игрушек;

· развивающих игр;

· дидактического и демонстрационного материала;

· материала для продуктивной деятельности;

· атрибутики для творческой деятельности;

· уголков экспериментирования;

· уголка природы;

· логопедического уголка;

· фонотеку, видеотеку;

· спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

-спокойная: учебная,«уголок уединения», уголок книги;

-средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;

-зона насыщенного движения: спортивный уголок. 

Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы  ребенка:

-зона познавательного развития (учебная); может быть представлена мини-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;

-зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, ''стеной'' творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.;

-«лаборатория» содержит материал для проведения опытов;

-театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;

-зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;

-в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями ООП имеются растения, животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;

-игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;

-конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;

-«уголок уединения»;

-для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование для физического развития детей.

Предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

 
4 февраля 2014 в 08:03

Прикреплённые файлы:

Документ: Консультация "Создание предметно - развивающей среді в ДОУ"

Описание файла:

Файл называется: moja-konsultacija-sreda_de81l.docx

Это официальный файл организации «Щебзаводской детский сад, Беловский район», в нём содержится Консультация "Создание предметно - развивающей среді в ДОУ".

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.